Академический вокал и зачем он вообще нужен
Сегодня все вокруг поют эстраду и не потому что она хуже или лучше академического вокала, а дело в том, что эстрадный вокал более доступен и научившись некоторым незначительным приёмам, можно достаточно чувственно исполнить какую-нибудь песню…Однако, я хотел бы объяснить, что такое академический вокал, почему он так называется и что это такое?
Что такое belcanto? В переводе -это красивое пение. У этой стороны пения есть свои поклонники, сторонники и противники, как, например, я встречал противников belcanto на севере и в центре Германии, немцы говорят, что пение должно быть красивое, пластичное внизу, вверху и крайних верхах, в каких-то mix фальцетах. Очень многие недолюбливают такой напор мужских головных, грудных и теноровых нот. Что такое belcanto? Этому пению уже несколько столетий и за это время уже сложились определённые философские воззрения на этот счёт, но конечно сложилась и определённая специфика, эстетика и даже психология. Но я хотел бы заострить ваше внимание на эстетике. В нашей стране до революции эстетика была общей с европейской. После революции был занавес и к нам не проникала певческая западная эстетика, а там тем временем всё развивалось дальше и крупнее. У нас самые крупные представители советской певческой школы были Лемешев, Козловский и многие другие, которых любят и уважают и я в том числе их очень люблю, но эстетика их пения, а именно тембровая эстетика, несколько другая, чем у итальянских певцов. Скажем так, у наших певцов было принято немного высветлять звук, делать его очень открытым, а в Италии был принят звук с таким мужским накалом…
Помню, как в детстве, когда я нигде ещё не учился, кто-то из старших пытался объяснить мне что такое настоящий вокал, он говорил, что настоящий вокал это когда бас тенором поёт. И я тогда предполагал, что Лемешев, Козловский, а именно они тогда определяли стиль пения в нашей стране очень долгое время, что тенора именно так и должны звучать на самом деле. Но мне не нравилась какая-то манерность и было не понятно, почему эстрадные певцы вроде тоже и тянут и ноты достают высокие, но у них слова понятны, а вот у оперных нет. Раньше мне это доставляло некоторое неудобство, да и сейчас, наверное, некоторым людям это доставляет неудобство, когда они приходят в оперу и слушают звуки, а слов не понимают — певцы просто-напросто комкают слова.
Вообще эстетика – это серьёзный определитель уровня мышления и если человек мыслит именно тембровой эстетикой, которая ближе к европейской, то оно и звучит более естественно. Получается, что эстетика как — будто связана с натурализмом, что в принципе не исключено. Вообще хороших певцов с хорошей эстетикой единицы, даже в мире… Оценивается именно красота тембра. Тембр, раньше я думал, что он от природы, хотя это и есть определяющая часть, но как показывает практика – тембр определяет всё-таки школа, уровень подсвязачного давления, личный музыкальный стиль. От уровня самого музыканта зависит где-то 80% запоёт он или нет, будут его слушать или нет.
Что такое основа пения? Что она собой представляет? Первая и главная основа любого пения (академического, эстрадного, народного) – это безусловно дыхание. В академическом пении это вообще основа основ, это паровоз, такой своеобразный локомотив – за счёт дыхательной струи мы звучим и извлекаем звук как нам нужно, как нам удобно. Вторая основа-это использование резонаторов (т.е. пустот) – головных, грудных, даже считается, что существует много тысяч этих резонаторов, которые не учитываются в пении. И ещё одна составляющая основа – это вокальная память, такое своеобразное психологическое понятие – человек должен запомнить ощущения того как он должен извлекать звук, то есть ему педагог показывает, а он должен повторить и самое главное запомнить и помнить это. Если у человека памяти нет или она частична, то он будет каждый раз вспоминать эти ощущения и каждый раз делать что-то по-новому. В общем этот человек не научится петь. Дело в том, что в нашем обывательском сознании понятие дыхания совсем другое нежели певческое дыхание. Это некий вроде как компрессор, который толкает воздух отбойного молотка – вот практически тоже самое происходит у человека — постоянная струя воздуха направляется в гортань, связки смыкаются в определённой позиции, затем воздух направляется в резонатор и так мы получаем звук, который нам нужен. Ещё одна из самых важных вещей в пении это, конечно же, некие способности. В принципе, чтобы показать себя очень важны артистические способности, в том смысле, что если человек делает что-то плохо, но любит выступать, то его сцена в конце концов подтянет его уровень, как говорится «Сцена – высший суд! Сцена — высший судья!
Что такое гортань? Это некий орган, с помощью которого мы осуществляем глотанье, в котором находятся голосовые связки, вообще гортань выполняет много различных функций. Я буду рассказывать о гортани с точки зрения применения в пении – что это такое.
Может быть, мои слова сейчас войдут в противоречие с другими данными, но я сейчас опираюсь на свой практический опыт. Профессор Басов говорил интересную вещь, что «пищик» должен работать и больше он нам ничего не говорил. Мы, студенты, долго думали, что такое «пищик» и почему он должен работать. Интуитивно я понимал, что это значит. «Пищик» — это гортань и она должна быть подвижной, конечно в пении мы в основном поём на пониженной гортани, так как связкам так удобнее смыкаться, вот этот «пищик» я всегда представлял пишущей машинкой — и вот головка этой пишущей машинки должна быть эластичной и подвижной. Если представлять пищик вот так вот, то это сразу меняет некоторую суть.
Теперь поговорим с вами о том, что такое позиция в пении? Это сложное понятие. Которое пытались и пытаются объяснить разные замечательные педагоги, но в какой-то степени, позиция-это в какой-то степени абстрактное понятие, то есть я могу с вами разговаривать в высокой позиции – такой зевочек, когда гортань уходит немного вниз и в этой позиции попадать в головной резонатор, озвучивать грудь и всё вместе получается органичный, интересный и красивый звук. Так что такое позиция? Своим ученикам я объясняю это на основе такого понятия как «филин», смешное это конечно понятие, то есть ухать как филин, это уханье озвучивает как бы все обертоны помещения, проходя через резонаторы обрастает обертонами, получается, что задача наша за счёт дыхательной струи, которая у нас организуется тоже за счёт в свою очередь за счёт диафрагмы, которая расположена на межрёберном уровне, диафрагма толкает лёгкие.
Вообще-то вопрос загадочный. Наука не может объяснить, что это такое, так как движение лёгких вроде как бы нет, а пение есть. У Шаляпина измеряли различными датчиками, когда он пел и регистрировалось движение мышц одно или не регистрировалось вообще, а звук всё равно был, как будто из вне берётся дыхание и получается пение. Пение для меня всегда было не только психофизическим процессом, но и каким-то метафизическим, потому что если к этому относится как к чему-то простому, как к инструменту, то да, так оно и есть — ты делаешь звук, пытаешься спеть музыкальную фразу и у тебя это получается. Но есть певцы, которые относятся к этому уже с другой точки зрения, с точки зрения метафизики. Стараясь заглянуть глубже в саму музыку и сам звук, как бы раскрыть и музыку и тему, и самого героя, партия которого звучит.
Про гортань мы с вами поговорили, теперь поговорим про нос. Вообще носовой призвук считается не приемлемым, но если он существует, то это считается не исправимым недостатком – сколько над ним не бейся, но пока человек сам не осознает этого и сам не постарается от него избавиться, то педагогу сложно помочь такому человеку, то есть лучше ни каким образом не трогать и не думать про нос, когда учишься.
Есть ещё одна интересная тема — подсвязочное давление. Это спорная тема, но все её воспринимают по-разному. Дело в том, что то давление которое создаётся в гортани в момент звукоизвлечения, имеется в виду академическая манера конечно же. Вот, например, есть такое упражнение, когда берётся вдох, задерживают его дыхание, а затем отпускают его, расслабив при этом гортань и получается будто немного жмёте на гортань, то есть получается небольшое давление на него давление, но оно очень минимально, всё это конечно делается для уплотнения звука. Люди, которые поют на горле, они жмут горло. Если взять это давление за десятку, то подсвязочное давление взять значение 1 – 1.5. Дело в том, что подсвязочное давление у всех разное и может не дать человеку и этого минимального давления 1 – 1.5, которые позволяют человеку не зажимать горло и гортань до той степени, чтобы свободно извлекать звук.
Но это давление позволяет немножечко уплотнить звук, например, обычный звук «а», когда он идёт на подсвязочном давлении он становится немного объёмным и более плотным, что важно для верхней тесситуры. Для выравнивания ещё очень важно позиционность в голосе, в звукоизвлечении, то есть нужно таким образом выстраивать позицию в тесситуре певца, то, скажем, в низу, в середине это будет почти не заметно, чем выше идёт тесситура, тем более высокий голос, как будто бы зажатый, но на самом деле в противовес этому можно поставить больше резонатора, то есть открыть больше нёбо — увеличить резонаторные камеры и получаются словно сообщающиеся сосуды. Внизу зевок меньше, на верху колоссальный, то есть на самых верхних нотах сильно открытый рот и очень большие объёмы самих резонаторов. Всё это конечно делается педагогом, из урока в урок поются определённого вида распевки – сначала для разогрева аппарата, потом на тесситуру и разные гласные поём в разной тесситуре и в этом весь смысл.